Регистрация кассового аппарата стала легче и быстрее с появлением электронного Реестра ЦСО и Реестра экземпляров РРО в 2019 году. Тем не менее, чтобы оформить все своевременно, нужно подготовить упрощенный пакет документов. А единоналожникам 2 и 3 группы — определиться с типом устройства (программное или обычное).
Законодательство Украины строго регламентирует использование кассовых аппаратов. Действующий «Закон Украины про РРО» вступил в силу еще в 1995 году, периодически дополняясь поправками. Список разрешенных к приборов публикуется в государственном реестре и регулярно обновляется. Поэтому, при выборе фискального устройства для регистрации, необходимо руководствоваться этим документом.
Некоторые предприниматели 2-3 группы до 1 октября 2020 могут не использовать кассовые аппараты. Но время пролетит быстро. А с 1 января 2021 все единоналожники (кроме 1 группы) будут обязаны обзавестись оборудованием для проведения расчетных операций, которое подлежит регистрации. Для этого нужно:
Проверить наличие своего предприятия в реестре государственной налоговой службы – если хозяйственная единица отсутствует в их списке или информация неактуальна, то ГФС откажет в регистрации.
Выбрать центр сервисного обслуживания РРО из реестра ЦСО и заключить договор об обслуживании (ввод в эксплуатацию, ремонт, другие услуги), а о заключении договора ЦСО уведомит ГФС самостоятельно.
Купить аппарат, например, на https://expresservice.com.ua/catalog/kassovyj-apparat-kupit и оплатить услуги ЦСО.
Подать заявление N 1-РРО в электронной или бумажной форме в ГФС и, в течение двух дней, ЦСО получит справку N 2-РРО с резервом фискального номера.
Ввод кассового оборудования в эксплуатацию производит ЦСО – загружает фискальную информацию, подключает к эквайеру, пломбирует, отчитывается ГФС и выдает владельцу справку.
Получить регистрационное удостоверение в ГФС (свидетельство) в течение 1-2 рабочих дней.
После этого сотрудник сервисного центра устанавливает и подключает кассовый аппарат.
В регистрации программного варианта (онлайн приложения) есть один нюанс. Для пользования таким устройством необходимо иметь ноутбук, смартфон или компьютер с определенным программным обеспечением. Эта программа вносится в реестр. При необходимости, ее можно перенести на другой планшет или ноутбук.
Государственный веб-портал предлагает бесплатную регистрацию кассового аппарата. Цены на всю процедуру, включая оплату договора ЦСО и покупку оборудования, могут значительно отличаться. ПО для программного РРО также можно получить в ГФС или купить у сторонних разработчиков.
Электронный документооборот значительно упрощает процедуру. И, хотя в форме 1-РРО пока еще можно выбрать, в каком виде (бумажном или электронном) будут оформляться документы, бумага уходит в прошлое. Предпочтение отдается «электронке» и цифровой подписи.
Такая процедура производится в силу нескольких причин:
использование кассового аппарата в другой хозяйственной единице;
изменение данных о владельце или сферы применения РРО;
обновление версии программного обеспечения;
выявление ошибок или несовпадений данных;
переименование улицы или другого объекта топонимики, вписанного в удостоверении;
при смене контролирующего органа.
В любом из этих случаев, субъект хозяйствования (предприниматель) должен подать по месту регистрации своего РРО заявление с меткой «перерегистрация» и регистрационное удостоверение. Также нужно указать причину подачи заявки.
Орган контроля в течение двух дней должен вынести необходимые изменения и выдать новое регистрационное удостоверение.
Бывают ситуации, когда оборудование необходимо снять с регистрации в налоговой инспекции. Обычное выключение проблему не снимет — прибор должен ежедневно фиксировать и передавать данные об отсутствии операций. Чаще всего основанием для добровольной отмены регистрации бывают:
закрытие предприятия;
переход на группу налогообложения, где РРО не нужно;
смена владельца;
кража кассового аппарата;
смена сервисного центра;
закончился срок эксплуатации.
Тогда возникает вопрос: «как снять кассовый аппарат с учета в налоговой 2020 в Украине?». Снятие с учета по инициативе владельца предусматривает подачу заявления, в случае кражи прибора — вместе с протоколом полиции. При этом нужно:
распломбировать устройство в ЦСО;
подать заявку и документы (4-РРО, справка из сервисного центра, регистрационное удостоверение) в контролирующий орган.
При принудительном варианте налоговая сама отменяет регистрацию.